Музей ГАИ в Санкт-Петербурге: путешествие в историю дорожной безопасности

Нашему отряду ЮИД, представилась уникальная возможность посетить ведомственный «Музей ГАИ», расположенный в здании Отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской. Эта познавательная поездка стала заслуженной наградой за плодотворную работу и победы в конкурсах по пропаганде безопасного дорожного движения и была организована благодаря Кузнецовой Светлане Владимировне – капитану полиции, старшему инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Пушкинскому району.

И вот 14 мая наш отряд ЮИД в составе 4-8 классов совместно со своими педагогами Немна Ириной Николаевной и  Магомедовой Раяной Булатовной посетили данный музей.

Музей был создан в 1998 году, но его коллекция охватывает более чем 300-летнюю историю — с момента появления первых дорожных правил при Петре I до современных технологий регулирования движения.

Экскурсия: как это было?

Нас встретила Лариса Васильевна Босоногова – бессменный хранитель музея, талантливый экскурсовод и общественный деятель, рассказала много интересных подробностей из истории создания музея. Ею была проделана огромная работа по созданию уникальной экспозиции редчайших экспонатов (от шлемов и жезлов первых регулировщиков до извозчичьего билета и клаксона), поддержанию престижа профессии сотрудника Госавтоинспекции, распространению увлекательных знаний об истории дорожной полиции, воспитанию культуры поведения на дорогах, увлеченности и любви к родной истории у молодого поколения. Она показала нам самые интересные экспонаты и рассказала истории с ними связанные:

  1. Дореволюционные раритеты – Деревянные тумбы-указатели XIX века — предшественники современных дорожных знаков. – Велосипедные номерные знаки 1920–1930-х годов (оказывается, велосипеды тогда тоже регистрировали!). – Первые «права» на управление конными экипажами.
  2. Советская эпоха – Форма инспекторов разных лет (от кителей 1930-х до милицейских шинелей 1970-х). – Ручной регулировщик — жезл с лампой, который использовали до появления светофоров. – Легендарный мотоцикл «Урал» — на таких патрулировали дороги в 1960-е.
  3. Техника и приборы – Первый советский радар «Барьер» (1970-е) — огромный ящик с антенной, который едва помещался в машину. – Светофоры разных лет (узнали, что в Ленинграде до 1958 года зелёный сигнал был внизу, а в Москве — красный!). – Реконструкция поста ГАИ 1980-х с радиостанцией и журналом нарушителей.
  4. Неожиданные экспонаты – Фрагменты мостовых Петербурга XVIII–XIX веков (как менялось покрытие улиц?). – Подлинные документы — например, протокол 1925 года о штрафе за… слишком быструю езду на лошади (20 км/ч!).
  5. Как работал первый светофор (он был механическим и переключался вручную!).
  6. Почему в 1930-е гаишники носили белые поясные ремни (чтобы быть заметнее ночью — ведь машин тогда почти не было!).
  7. Как появился «зебры» (первая разметка в Ленинграде нарисована в 1950-х).

Вторая часть экскурсии – посещение автопарка Отдельного батальона ДПС, юным инспекторам движения представилась уникальная возможность познакомиться со служебным транспортом дорожно-патрульной службы. Опытный инспектор ДПС провел для школьников подробную экскурсию, в ходе которой:

Продемонстрировал современные патрульные автомобили, обратив особое внимание на:

  • Специальную цветографическую схему со светоотражающими элементами
  • Установленные проблесковые маячки и звуковую сигнализацию
  • Особенности конструкции, обеспечивающие безопасность при выполнении служебных задач

Объяснил особенности ежедневной службы:

  • Порядок несения дежурства
  • Алгоритм действий при выявлении нарушений
  • Взаимодействие с другими службами

Юным ЮИДовцам смогли получить ответы на все интересующие вопросы о профессии инспектора ДПС. Вопросов было много!

Этот практический опыт позволил участникам экскурсии лучше понять важность и сложность работы сотрудников дорожно-патрульной службы, обеспечивающих безопасность на дорогах города.

Почему это важно для ЮИДовцев?

Для наших ребят музей стал не просто развлечением, а уроком ответственности.

Они увидели, что правила дорожного движения — это не скучные параграфы, а история борьбы за жизни людей.

Прокрутить вверх