Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Аналитический отчет-справка по итогам Регионального мониторинга по Функциональной грамотности от 26.01.2023 г.
Нормативные документы
- Распоряжение №2920-р от 22.10.21 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год»
- Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге
- Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019г. № 590/219 “Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”
- Приказ ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга от 10.01.2023г. № 5 “Об организации проведения региональных диагностических работ в 8 классах образовательных организаций Пушкинского района в январе 2023 года”
- План мероприятий (дорожная карта) по формированию функциональной грамотности обучающихся в ГБОУ школе-интернате № 68 Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год
- Приказ ГБОУ школы-интерната № 68 Санкт-Петербурга “О работе с электронным банком тренировочных заданий по функциональной грамотности”
Методическая помощь
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы):
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti - Открытые задания PISA на сайте ФИОКО:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram - Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/ - Банк заданий по функциональной грамотности:
https://media.prosv.ru/fg/ - Функциональная грамотность на сайте ИМЦ:
http://imc-pr.spb.ru/?page_id=3688 - Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО
______________________________
График проведения диагностических работ
Класс | 23-27 октября
2023 год |
23-30 ноября
2023 год |
18-26 декабря
2023 год |
8 класс | Читательская грамотность 8 класс.
Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари» |
Математическая грамотность 8 класс. Диагностическая работа 2021. Вариант 2. Задания: «Инфузия», «Многоярусный торт» | Естественнонаучная
грамотность 8 класс. Диагностическая работа 2022. Вариант 1. Задания: «Агент ООО», «Ветряк» |
9 класс | Математическая грамотность
8 класс. Диагностическая работа 2021. Вариант 2. Задания: «Инфузия», «Многоярусный торт» |
Естественнонаучная грамотность
9 класс. Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Почему мы видим так, а не иначе?!», «Зелёная» энергетика |
Читательская грамотность 8 класс.
Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари» |
Комитет по образованию на основании информационного письма Общероссийской общественной организации потребителей «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» информирует о проведении ХIХ Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг – «ФИНАТЛОН для старшеклассников» (далее – Олимпиада).
Олимпиада проводится для обучающиеся 8-11 классов образовательных учреждений.
В 2023/2024 учебном году регламент проведения Олимпиады включает:
- регистрацию участников: с 1 сентября по 20 ноября 2023 года;
- первый этап в форме заочного конкурса: с 7 по 20 декабря 2023 года;
- финальный этап, который состоит из тестирования, письменной работы-кейсов, задач и блиц-игры: с 15 по 28 февраля 2024 года.
Регистрация участников осуществляется на сайте: fin-olimp.ru.