При организации семейного образования следует руководствоваться следующими документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 № 539 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2015 г. № 843»
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18.04.2018 № 30-28-2648-18-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18.04.2018 № 30-28-2648-18-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования и самообразования»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 11.04.2019 № 1116-р «Об утверждении Порядка организации работы с экстернами в образовательных организациях Санкт-Петербурга, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам общего образования»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23.07.2018 № 2166-р «Об утверждении формы справки, подтверждающей зачисление лица для прохождения промежуточной и (иди) государственной итоговой аттестации по основной общеобразовательной программе (для лиц, зачисленных для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации)»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 2516-р «Об утверждении Порядка организации промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации экстернов в образовательных организациях»
- Положение о семейном образовании и экстернате
Что надо знать родителям о семейном образовании
Семейное образование – форма получения общего образования.В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования. Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением
Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для особых детей. Обучение на дому допускается при наличии:
- медицинской справки об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
- заявления родителей об организации обучения на дому.
Организация учебного процесса при семейном образовании
- Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).
- Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.
- При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
- Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.
- Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.
- Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
- Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
- Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.
Как перейти на семейное образование
- При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган управления образования местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают. В Санкт-Петербурге – отдел образования администрации района.
- Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.
- Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.
- Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.
- В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры. Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.
- Если вы приняли решение о переходе на семейное образование, то можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.
- Если в регионе разработан соответствующий нормативный правовой документ, то следует его внимательно изучить и действовать по изложенному в нем алгоритму.
- Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.
Можно подать уведомление в ОТДЕЛ образования администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о переходе на получение образования в семейной форме
Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии со школьным локальным актом. Новый закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации. Согласно части 13 статьи 108 закона об образовании в Российской Федерации нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации, т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.